Что заставляет специалистов примерять на себя роль преподавателя?
Изначально мы назвали наше мини-исследование «преподаватели поневоле», но быстро убедились, что люди все-таки делают это добровольно и с удовольствием. Хотя и не без некоторых трудностей.
«Для меня учить очень тяжко и нервно, потому что свои дела нужно делать и очень многие стажерские задачи можно было бы сделать в 10 раз проще и быстрее, если бы это не было обучением».
Знакомая ситуация? С ней сталкиваются не только наставники, но и «маленькие начальники». Внезапно оставшись за главного, специалист обнаруживает, что объяснить коллегам, что именно и как нужно сделать — это отдельная работа. И все-таки эта работа приносить удовлетворение.
«Мне приносит удовольствие обучение людей. Да, это трудоемко, требует много времени, отдачи, вовлечения, но это для меня не трудно».
Трудоемко, но не трудно.
И ведь это не оговорка, это весьма точное описание преподавательской действительности.
«В целом, обучение сотрудников для меня меня совсем не сложно, наоборот очень интересно. Мне нравится общение с людьми, я не боюсь массовых мероприятий и могу долго и кропотливо рассказывать о теме, в которой я разбираюсь».
Интерес к своей теме и к людям — две мощные движущие силы. Единственные ли? Нет, конечно. Есть, например, сугубо персональные выгоды.
Мне было интересно, потому что я как раз не так давно начал этот язык [программирования] изучать, а когда преподаешь, это становится толчком в изучении для тебя самого. Если несколько раз объяснишь другому, сам начнешь понимать намного лучше.
Спасибо за честность! Тема самообучения через преподавание редко всплывает в дискуссиях об образовании.
Она конфликтует с устоявшемся (и вредным, как нам кажется) представлением о том, что преподаватель — безусловный эксперт. И следствием этого — желанием студента «учиться у эксперта».
Зато такой формат ближе к реальному внеаудиторному обмену навыками и знаниями между людьми.
«Так что я начал, потому что (1) меня позвали, (2) это будет для меня полезно в плане скорости развития».
Скорость саморазвития — вот и метрику подогнали для любителей конкретных осязаемых выгод.
Фокусом нашего исследование были локальные корпоративные образовательные активности. Мы быстро выяснили, что те же самые люди охотно преподают в университетах и онлайн-школах.
«Я тоже принимаю участие в создании одного курса на skillfactory, коллега позвал [...] Там жестко задан формат: видео лекции и закрытые вопросы после. Но внутри лекции можно разгуляться. Это моя старая тема и у меня ворох наработок, сложно даже будет это все сократить»
В короткой цитате сразу несколько паттернов, характерных не только для этого респондента.
«Позвали», то есть нужна внешняя сила. Не всем, но о других — позднее.
Жесткость формата, которая, однако, воспринимается как данность (и нам немного грустно от этого).
Наконец, «ворох наработок», который часто предваряет появление какого-то образовательного курса. У вас уже есть свой ворох?
«Читал лекции [...] в ИТМО и Политехе на добровольной основе. Я просто приходил в деканат, представлялся и говорил, что готов почитать курс про технологии, которые вы вряд ли освещаете, но которые в мире есть и они могут быть очень полезны студентам в будущей работе. От вас только найти аудиторию и встроить в расписание».
Если в деканат идти страшновато, можно попроще.
«Я семестр преподавала [...] в новосибирском политехе [...]. Я договорилась с преподавателем одного из спецкурсов включить модуль по моей теме в программу».
Курсы наших респондентов были короткими.
«Это был двухмесячный курс, раз-два в неделю я читал полуторачасовую лекцию для желающих».
Даже очень короткими.
«Курс получился очень короткий, 4-5 пар».
Чисто лекционный формат.
«Это была по большей части теория, семинаров, практики и домашки не было».
Или с затеями.
«Я хотела, чтобы этот курс был похож на наш рабочий продуктон. Это как хакатон, только мы не кодим, а продумываем продукт, не доводим до прода».
Главное — желание учить.
«Хотела, чтобы ребята сделали что-то вроде стартапа».
«Просто хотел показать людям, что такое есть».
Разный и неоднородный: от единичных мастер-классов на конференциях до институтских курсов. Не будем повторяться, потому что в сумме наш опыт практически полностью бьется с тем, что рассказали респонденты.
Но может быть, мы все еще упускаем что-то важное? Расскажите про ваш преподавательский опыт, каким бы он ни был.
8
нормальное число, чего вы