EduHund Logo
Ближайший старт 8 декабря 2022

Thank you! Your submission has been received!
Oops! Something went wrong while submitting the form.
Статьи / Люди учат людей. Часть 8. Хочу учить

Люди учат людей. Часть 8. Хочу учить

Что заставляет специалистов примерять на себя роль преподавателя?

Изначально мы назвали наше мини-исследование «преподаватели поневоле», но быстро убедились, что люди все-таки делают это добровольно и с удовольствием. Хотя и не без некоторых трудностей.

Проще сделать самому

«Для меня учить очень тяжко и нервно, потому что свои дела нужно делать и очень многие стажерские задачи можно было бы сделать в 10 раз проще и быстрее, если бы это не было обучением».

Знакомая ситуация? С ней сталкиваются не только наставники, но и «маленькие начальники». Внезапно оставшись за главного, специалист обнаруживает, что объяснить коллегам, что именно и как нужно сделать — это отдельная работа. И все-таки эта работа приносить удовлетворение.

Потому что нравится

«Мне приносит удовольствие обучение людей. Да, это трудоемко, требует много времени, отдачи, вовлечения, но это для меня не трудно».

Трудоемко, но не трудно.

И ведь это не оговорка, это весьма точное описание преподавательской действительности. 

«В целом, обучение сотрудников для меня меня совсем не сложно, наоборот очень интересно. Мне нравится общение с людьми, я не боюсь массовых мероприятий и могу долго и кропотливо рассказывать о теме, в которой я разбираюсь».

Интерес к своей теме и к людям — две мощные движущие силы. Единственные ли? Нет, конечно. Есть, например, сугубо персональные выгоды.

Третий раз объяснил — сам понял

Мне было интересно, потому что я как раз не так давно начал этот язык [программирования] изучать, а когда преподаешь, это становится толчком в изучении для тебя самого. Если несколько раз объяснишь другому, сам начнешь понимать намного лучше.

Спасибо за честность! Тема самообучения через преподавание редко всплывает в дискуссиях об образовании.

Она конфликтует с устоявшемся (и вредным, как нам кажется) представлением о том, что преподаватель — безусловный эксперт. И следствием этого — желанием студента «учиться у эксперта». 

Зато такой формат ближе к реальному внеаудиторному обмену навыками и знаниями между людьми.

«Так что я начал, потому что (1) меня позвали, (2) это будет для меня полезно в плане скорости развития».

Скорость саморазвития — вот и метрику подогнали для любителей конкретных осязаемых выгод.

Ворох наработок

Фокусом нашего исследование были локальные корпоративные образовательные активности. Мы быстро выяснили, что те же самые люди охотно преподают в университетах и онлайн-школах.

«Я тоже принимаю участие в создании одного курса на skillfactory, коллега позвал [...] Там жестко задан формат: видео лекции и закрытые вопросы после. Но внутри лекции можно разгуляться. Это моя старая тема и у меня ворох наработок, сложно даже будет это все сократить»

В короткой цитате сразу несколько паттернов, характерных не только для этого респондента.

«Позвали», то есть нужна внешняя сила. Не всем, но о других — позднее.

Жесткость формата, которая, однако, воспринимается как данность (и нам немного грустно от этого).

Наконец, «ворох наработок», который часто предваряет появление какого-то образовательного курса. У вас уже есть свой ворох?

Дорога в ВУЗ

«Читал лекции [...] в ИТМО и Политехе на добровольной основе. Я просто приходил в деканат, представлялся и говорил, что готов почитать курс про технологии, которые вы вряд ли освещаете, но которые в мире есть и они могут быть очень полезны студентам в будущей работе. От вас только найти аудиторию и встроить в расписание».

Если в деканат идти страшновато, можно попроще.

«Я семестр преподавала [...] в новосибирском политехе [...]. Я договорилась с преподавателем одного из спецкурсов включить модуль по моей теме в программу».

Курсы наших респондентов были короткими.

«Это был двухмесячный курс, раз-два в неделю я читал полуторачасовую лекцию для желающих». 

Даже очень короткими.

«Курс получился очень короткий, 4-5 пар».

Чисто лекционный формат.

«Это была по большей части теория, семинаров, практики и домашки не было».

Или с затеями.

«Я хотела, чтобы этот курс был похож на наш рабочий продуктон. Это как хакатон, только мы не кодим, а продумываем продукт, не доводим до прода».

Главное — желание учить.

«Хотела, чтобы ребята сделали что-то вроде стартапа».

«Просто хотел показать людям, что такое есть».

Наш опыт

Разный и неоднородный: от единичных мастер-классов на конференциях до институтских курсов. Не будем повторяться, потому что в сумме наш опыт практически полностью бьется с тем, что рассказали респонденты.

Но может быть, мы все еще упускаем что-то важное? Расскажите про ваш преподавательский опыт, каким бы он ни был.

Всё интересное выкладываем в Telegram-канале. А на сайте — не всё.

Опции для корпоративных
клиентов

Маленький заголовок на всякий случай

  1. Пункты списка могут быть очень разные.
  2. Но бывает, что и список нужно подсветить.
  3. А как это сделать? Попробуем.
8
нормальное число, чего вы

А теперь действуем:

Thank you! Your submission has been received!
Oops! Something went wrong while submitting the form.