EduHund Logo
Ближайший старт 8 декабря 2022

Thank you! Your submission has been received!
Oops! Something went wrong while submitting the form.
Статьи / Люди учат людей. Часть 2. Обучение в боевом режиме

Люди учат людей. Часть 2. Обучение в боевом режиме

Мы продолжаем выяснять, как специалисты не преподаватели обучают своих коллег.

Часто у таких людей нет времени, сил, возможностей и опыта организации полноценного курса. Некогда объяснять и обсуждать, надо учить новичка, да еще и сроки горят.

Сразу в бой

«Систематизированного обучения в нашей компании нет, мы всех учим в бою, но всегда сопровождаем».

Справедливости ради, сам механизм наставничества (сопровождения) часто формализован, независимо от размеров компании.

«Никаких дополнительных заданий мы не придумывали. Все обучение происходило на реальных проектах. Команда старалась подобрать такой кусок проекта, который сможет выполнить не очень опытный специалист».

За обучение новичка отвечает не только его «наставник», но и вся команда. Как минимум, за выбор «куска проекта».

Задачи из песочницы

Главный недостаток «боевого обучения» в том, что условия проекта не позволяют сфокусироваться собственно на задаче, навыке, методике, теории или любой другой образовательной единице. Некогда.

Проект — это срезание углов, торговля за ресурсы, давление дедлайна, немножко политики и жонглирование гранатами на горящем велосипеде. Какое уж тут обучение тонкостям.

Но есть и хорошие новости.

«Задачки, тренажеры и тесты я не придумывала ни для презентации, ни для других случаев. Все потому, что у нас и так полно рабочих примеров [...]».

Вытаскивать примеры и задачи из реальных проектов и рабочих задач — это очень и очень хорошо. Не всегда просто, зато всегда эти примеры и задачи будут максимально приближены к реальности.

Причем не к какой-то там абстрактной реальности, а к тому миру, в котором живет компания.

Непрошенный совет: видите в работе интересную с точки зрения обучения ситуацию — тащите в закрома. Так проще, чем потом задним числом копаться в архивах и вымучивать искусственные задачи.

«Я стараюсь подготовить задачи-песочницы, которые не очень важны, но затрагивают как можно больше аспектов работы над продуктом, чтобы новичок успел во все погрузиться».

Обучая «в бою», преподавателю или наставнику нужно выдать не только посильную, но еще и полезную с точки зрения образования задачу.

Пара примеров

Только не подумайте, что мы против обучения в работе. Это нормальная практика в процессных делах.

Например, в одной большой IT-компании, которую нам нельзя (и, честно говоря, уже не хочется) называть менеджеры по продажам звонят реальным клиентам уже на второй день работы.

Или такой пример из мира HR.

«На второй день я отправляю добавлять кандидатов. И мы начинаем работать “десяточками”».

«Когда работали в оффлайне, мы с рекрутером садились друг напротив друга и одновременно добавляли по 10 профилей. После меняемся ноутбуками, и я провожу ревью его резюме, а он моих. Пишем комменты. Я тоже могу добавлять всякую дичь, мы не в равных условиях, но тем не менее. Дальше пьем чай и обсуждаем. Потом вторая итерация пошла. И так пару-тройку дней. Обычно на третий день рекрутер уже супер понимает, что от него надо и добавляет очень релевантные профили. Минус этого подхода — я трачу кучу своего времени. Но первые две недели так следишь и вот уже у тебя почти что автономный сотрудник, мне очень нравится результат».

Наш опыт

Все недостатки «боевоего» обучения мы тщательно испробовали на себе. И убедились, что целиком от него не избавиться. Как минимум потому, что человеку не свойственно учиться впрок (да, мы с вами — исключение).

Трезво оценив обстановку, мы выделили ключевые для нашей работы методики, которые так или иначе голосом через рот и или черным по белому нужно донести до всех и каждого. Они — в кейсах, статьях, модулях задачника. Про них не устаем напоминать голосом и объяснять на примерах.

Для неленивых задачка. Какой ключевой навык или методику вы могли бы выбрать для обучения своих коллег? Да, только один/одну. И только то, на что действительно можно поднатаскать до того, как проектный велосипед въедет в пожар.

Подумали? Расскажите, пожалуйста.

Опции для корпоративных
клиентов

Маленький заголовок на всякий случай

  1. Пункты списка могут быть очень разные.
  2. Но бывает, что и список нужно подсветить.
  3. А как это сделать? Попробуем.
8
нормальное число, чего вы

Всё интересное выкладываем в Telegram-канале. А на сайте — не всё.

А теперь действуем:

Thank you! Your submission has been received!
Oops! Something went wrong while submitting the form.