EduHund Logo
Ближайший старт 8 декабря 2022

Thank you! Your submission has been received!
Oops! Something went wrong while submitting the form.
Статьи / Как учатся профи

Как учатся профи

Заметки по ходу исследования

Мы изучаем, как на самом деле учатся люди. Делаем это не просто так, а для развития нашего дизайн-задачника, но в статье речь пойдет не про нас, а про наших студентов.

В статью вошли обобщенные выводы из 25 глубинных интервью. Кто все эти люди? Две трети респондентов — IT-специалисты (дизайнеры, инженеры, тестировщики, менеджеры) корпораций и компаний-которые-на-слуху. Еще треть — сборная солянка: специалисты смежных областей, фрилансеры, сотрудники европейских компаний и небольших российских студий.

Практически все респонденты — состоявшиеся специалисты, которые хотят либо углубить знания в дизайне, либо освоить смежную профессию. Есть и пара новичков, только начинающих карьерный путь.

Важное замечание: это замотивированные на профессиональное развитие люди. Другие до нас просто еще не дошли в силу того, что мы не давали никакой массовой рекламы.

Это ненаучно!

О, да. Зато практично — для нас. И, может быть, интересно вам даже в таком обобщенном виде.

Частности, особенности обучения в конкретной корпорации и сырые данные, извините, не покажем, чтобы сохранить анонимность респондентов.

Три стратегии самообразования

1. По четкому плану

Самый системный подход. Списки и таблицы: какие курсы пройти, какие книжки прочитать, какие лекции и вебинары послушать.

«У меня есть доска, на которой я собираю курсы, которые закончила, проходила и не закончила, и те, которые планирую пройти. В год получается от 3 до 24 мастер-классов/воркшопов/семинаров/курсов».

Мы приятно удивились, что прописанным планом действий смогли похвастаться 11 человек из 25. Даже с поправкой на выборку этих образовательных монстров оказалось неожиданно много.

«Веду трелло доску с карточками по обучению, собираю по темам. Это замороченно очень, когда вдохновение есть — делаю. Есть тудушка, там создаю лист для образования, что мне нужно пройти в ближайшее время. Еще есть огромный список статей».

Интересное замечание: «когда вдохновение есть». Рискнем предположить, что для такой стратегии сам процесс самообразования должен очень сильно вдохновлять.

2. Информационное поле

Подписаться на блоги, статьи, телеграм-каналы, почтовые рассылки. По чуть-чуть потреблять информацию и учиться как бы между делом.

«Я настроил себе информационное поле, подписался на блоги, из них на другие блоги, и за год что-то базовое сформировалось. Оттуда и брал информацию».

Такой способ в качестве основного выбрали пять респондентов. В приведенной выше цитате цепляет «за год». Возможно, эта стратегия хорошо подходит, чтобы «въехать» в новую тему, а год требуется для неспешного погружения.

3. По запросу

Пополнение недостатка информации «по ходу дела», когда появляется рабочая задача. Узнал — и сразу в бой.

«У нас есть задача сделать UX исследование — я иду и читаю, а что у нас там про UX. Учусь все делать на ходу».

Такой способ выбрали в качестве основного всего четверо. Подход, безусловно, спорный. Вот уже кто-то кричит, что это и не образование вовсе. Как знать, как знать. Умение прочитать/посмотреть и тут же попробовать на практике кажется нам очень полезным навыком в нашем непостоянном мире.

«Например, недавно пришлось поделать картиночки — посмотрела пару роликов на ютубе, и более-менее получилось. У меня точно нет никаких четких планов на обучение, только при возникновении конкретной потребности».

Стратегии редко встречаются в чистом виде. 20 респондентов смогли выделить основную стратегию, еще пятеро — нет, они используют смешанные подходы к профразвитию.

Важность сообщества

Окружение и «тусовка» могут быть не менее важны, чем формальное обучение.

«Я себя немного чувствую в изоляции [...] нас всего четверо. Мы внутри, конечно, задачи обсуждаем, но, мне кажется, маловато, я бы хотел еще больше».

Отчасти это поиск единомышленников.

«Стараюсь присоединяться к существующим профессиональным сообществам. В комьюнити как раз и собираются люди, которые хотят изменений».

Отчасти — способ обрести профессиональную уверенность, в том числе через трансляцию своего опыта.

«И еще так я давлю в себе страх общения и синдром самозванца [...] Убеждаюсь, что мой опыт ценный, качественный и другие люди могут получить от него пользу».

Но есть и сугубо практическая польза.

«В первую очередь профтусовка для меня важна тем, что люди рассказывают про те методы, которые НЕ работают (если сообщество здоровое), и есть возможность не тратить время и силы на то, что не работает».

От курсов — к самообразованию

Практически у всех респондентов был опыт обучения на «длинных» курсах. Похоже, что это стандартный путь новичка, который только осваивает профессию и выбирает курсы, чтобы расставить все по полочкам и не утонуть в огромном потоке доступной информации.

«Когда я закончила эти два курса, в моей голове выстроился процесс, что я должна делать как дизайнер. Я конкретно могла сесть и начать делать задачки».

Любопытно, что даже при наличии положительного опыта респонденты не смогли порекомендовать какие-то конкретные курсы.

«Посоветовал бы пойти на самые распространенные курсы. Они плюс-минус одинаковые. Я бы посоветовал самый базовый курс».

По мере профессионального роста обучение становится скорее самостоятельным. Курсы с кураторами и за деньги — только для новых тем или в том случае, когда есть уверенность в качестве материала.

Обучение крутанов можно описать как «формально повышаю квалификацию очень редко, но учусь постоянно».

А еще обучением для них становится преподавание: освежить, обновить знания для проведения занятий.

Офлайн, конференции и митапы

Офлайн-курсы и другие мероприятия (кроме конференций) воспринимаются исключительно как инструмент для самодисциплины.

«Там ты просто приходишь и делаешь, никак не улизнуть».

А еще офлайн проще задавать вопросы и фокусироваться на теме.

«Физическое присутствие помогает быть здесь и сейчас, а значит, проще сконцентрироваться».

Несколько респондентов записали в образовательную активность посещение конференций, это были те люди, кто предпочитает создавать себе информационное поле. Для большинства же конференции — нетворкинг и способ «показать себя».

«Физическое присутствие помогает быть здесь и сейчас, а значит, проще сконцентрироваться».

Несколько респондентов записали в образовательную активность посещение конференций, это были те люди, кто предпочитает создавать себе информационное поле. Для большинства же конференции — нетворкинг и способ «показать себя».

«Конференции самообразованием не считаю. Я ездила штук на пять конференций, и туда сползаются очень разноуровневые люди, они не уравновешены по уровню зрелости, опыта. И они начинают делиться вещами, которые для одних давно не актуальны, а для других — свежее открытие».

Жалуются не только на аудиторию, но и на качество материалов.

«У меня есть большая претензия к лекторам [...] Могут назвать свою работу исследованием, а в итоге слушаешь 30 минут пиара и один дохлый кейс. Мало полезной информации. Даже если и есть что-то хорошее, то удобнее потом на ютубе посмотреть то, что тебе интересно».

А вот у митапов, напротив, хорошая слава в среде состоявшихся специалистов. Они маленькие, обычно посвящены конкретной теме, и люди на них не случайные.

«Митапы маленькие, организуются для одной-двух проблем, одного-двух докладов. И там достаточно просто сделать четкую тематику и один уровень. Это был очень расширяющий сознание опыт и очень интересный».

Образование должно быть полезным

Состоявшиеся специалисты — очень прагматичные. Образовательную активность они оценивают с точки зрения полезности в работе, можно ли применить знания. Это важный критерий и для выбора курса, и для оценки, насколько курс был хорош.

«Нет никакого смысла в обучении ради обучения, нужно сразу искать, где это применить».

Иллюзий нет. Пользу ищут буквально по крупицам.

«Очень ценю, когда хотя бы крупицы знаний из курсов удается применить в работе».

Когда получается — радуются.

«Главная мотивация в учебе для меня — это делать реально применимое к моим задачам».

Драйвером к обучению выступает интерес, а применимость знаний — шансом получить награду.

«Изучаю что-либо для себя, но иногда бывает шанс применить в работе — это очень мотивирует!»

Формула «интерес + польза» звучала неоднократно.

«Я просто любопытный сам по себе. А еще считаю, что мой профиль может устареть, и я стараюсь захватывать смежные области, чтобы иметь возможность уйти в них».

Коллеги не учатся?

Почти все наши респонденты считают, что они учатся больше, чем их коллеги.

«Конкретно мои коллеги, мне кажется, ничего не проходят. Могу честно сказать, что я самая безумная в отделе: таскаю книги, курсы».

Это печально, учитывая образовательные возможности сотрудников крупных компаний.

«Коллеги к обучению не особо стремятся, “мы работаем, значит, уже обучились, нам не надо”».

Нам хочется верить, что респонденты ошибаются и их коллеги так или иначе прокачивают свои профессиональные навыки через рабочие задачи и создание информационного поля.

Вместо выводов

Для нас каждый этап исследования — это не столько получение ответов, сколько появление новых вопросов. Но кое-какие итоги подвести можно. Налицо разница портретов специалиста-новичка и состоявшегося профи.

Новичок тонет в потоках информации, берет «длинные» курсы и обращается к менторам, чтобы систематизировать знания. Частая мотивация — получение работы: войти в IT или вырасти в должности и зарплате.

Портрет профи иной. Эти люди действуют точечно. Их движущая сила — интерес и любопытство, они учатся «для себя». Если курсы, то тщательно выбирают. Ловят кайф, когда могут использовать свежеполученные знания и навыки на практике.

Интересно, что в слова «образование» и «обучение» респонденты вкладывают более широкий смысл, чем академическое сообщество, педагоги и методисты. Понятие «образование» меняется. Кое-какие изменения мы успеваем отлавливать, осмысливать и фиксировать в телеграм-канале, и это только вершина айсберга.

Опции для корпоративных
клиентов

Маленький заголовок на всякий случай

  1. Пункты списка могут быть очень разные.
  2. Но бывает, что и список нужно подсветить.
  3. А как это сделать? Попробуем.
8
нормальное число, чего вы

Всё интересное выкладываем в Telegram-канале. А на сайте — не всё.

А теперь действуем:

Thank you! Your submission has been received!
Oops! Something went wrong while submitting the form.